ПК и здоровье

Социальный статус. Виды статусов Социальный статус человека определяется

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей. Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

Виды статусов

Прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

Приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

Предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

41.Понятие статусного портрета. Основной статус и эпизодические статусы.

Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или в обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы ви дим, что статус, как и точка, внутри себя нематериален и ни чем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус – это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писа ными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное опре деление статуса, которое фиксируется в должностных инст рукциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формаль но не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инст рукций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязан ностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридичес кими законами.

42.Социальный статус и личный статус.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Личный статус - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами.

Например: лидер, аутсайдер, душа компании и т.д.

Социальный статус личности представляет собой показатель того, насколько высокое положение в обществе, занимает какой-либо человек. Это не обязательно должностная характеристика: статус человека может меняться в зависимости от его пола, возраста, семейного положения или профессии. Эта позиция на социальной лестнице не только указывает на место человека, но и наделяет его определенными правами и обязанностями. Для каждого общества они могут быть разными.

Как определить социальный статус?

Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один-единственный социальный статус человека. У каждого из нас одновременно несколько положений, которые зависят от системы, к которой они относятся. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: она, например, и жена, и мать, и дочь, и сестра, и сотрудник компании, и христианка, и участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д.

Как правило, свой главный социально-психологический статус определяет сам человек, однако на это влияет и то, с какой группой его в первую очередь отождествляют и другие люди. Кроме этого, возможно и изменение социального статуса личности: так, например, мы меняем свой статус, когда получаем высшее образование, создаем семью, находим новую работу и т.д.

Виды социальных статусов

Существует два основных вида позиций человека на социальной лестнице: приобретенный и предписанный (прирожденный) социальный статус. Первый из них характеризуется тем, что человек обретает в течение жизни: уровень образования, политические взгляды, профессия и т.д. Предписанный социальный статус – это то, что дано человеку от природы: национальность, язык, место рождения и т.д.

При этом не все социальные статусы женщины и мужчины одинаково оцениваются окружающими. Некоторые из них являются престижными, а некоторые – наоборот. Иерархия престижа зависит от таких положений, как реальная полезность той или иной социальной функции и система ценностей, действующая в этом конкретном обществе.

Кроме этого существует еще несколько типов социальных статусов: личный и групповой. Личный статус – это статус на уровне небольшой группы людей, с которой человек взаимодействует постоянно. Например, этой группой может выступать семья, трудовой коллектив или компания друзей. Как правило, он определяется чертами характера и различными личностными качествами.

Групповой статус характеризует человека как участника той или иной крупной социальной группы. Сюда относятся статус человека как представителя определенного класса, профессии, нации, пола, возраста и т.д.

В зависимости от социального статуса, человек корректирует свое поведение. Например, дома мужчина – отец и муж, и он ведет себя соответственно. А на работе он – профессор и преподаватель, и, соответственно, вести он себя будет совершенно иначе. В зависимости от того, насколько человек успешно соответствует тем или иным своим статусам, говорят об его способности к выполнению своей социальной роли. Именно поэтому существуют такие выражения, как «хороший специалист», «плохой отец», «отличный друг» - все это характеризует именно этот показатель. Причем один и тот же человек может по-разному справляться со своими социальными ролями, отчего он может быть «плох» с одной точки зрения и «хорош» с другой.

Введение

2. Социальный статус личности. Его структура

3. Влияние самооценки на социальный статус личности

Заключение

Список литературы


Введение

Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. В конце ХIХ в. британский историк Мейн придал ему социологическое значение.

Статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор (термин ввел Р. Мертон). Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности и ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей из их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф. Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни.

С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологический особенности индивида, по Знанецкому, есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность. Социальный статус личности оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным, то есть дифференцирующим конкретное общество.


1. Типы статусов. Их характеристика и различия

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.

Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

Реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

Системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписываемый статус человек получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи - вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигаемый статус - писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат - приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп - семьи, бригады, партии.

Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр – прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина – прирожденный статус, характеризующий пол. Русский - прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного.

Когда родители – лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.

Возраст – биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом так как в течение жизни человек переходит из одного возраста в другой и от конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых – заботу о детях и стариках.

Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «племянник», «бабушка» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Также существуют некровные родственники, так называемые законные родственники, которыми становятся вследствие заключения брака, усыновления и т. д.

Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» – статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий – выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей).

Социальный статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. Существуют две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом (бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, профессиональный следователь делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей, русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем, и наоборот).

Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй - профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие - наоборот.

Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

  1. реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
  2. системы ценностей, характерных для данного общества.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль личности - это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.

Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений.

Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова “динамическая”, “поведение”, “норма” указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить.

  • Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
  • Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
  • Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

Социальная роль невозможна без таких условий, как:

  • ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;
  • социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Статус у человека в каждой конкретной ситуации один, но вести он может себя по-разному.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Кратко четыре описанных выше параметра статуса - наименование, опреде­ление, содержание и ранг - мы будем выражать одним термином - «позиция». Таким образом, статус - это позиция индивида в группе и/или обществе (рис. 11):

Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, т.е. сообществе знакомых людей) дает совокупность личных (межличност­ных) статусов, а позиция в обществе - совокупность социальных статусов.

Рис. 11. Межличностные и социальные статусы

Личный (межличностный) статус - позиция человека в семье, бригаде, кругу друзей, спортивной команде. Личным он называется потому, что он:

♦ приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам;

♦ существует только среди лично знакомых или хорошо знающих вас людей. Место в групповой иерархии называется межличностным статусом, так

как оно оценивается относительно других людей.

Социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых лю­дей благодаря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа ком­пании или зануда - примеры межличностных статусов. С этой стороны чело­века знают только его знакомые. Напротив, генерал или православный, бу­дучи социальными статусами, распространяются на все сообщество людей, они определены местом индивида в социальной структуре общества.

Различия между двумя видами статусов - социальными и личными -хо­рошо видны на следующем примере. Старший сын и любимый сын - это разные статусы. Статус «любимого сына» - это позиция относительно кон­кретной семьи; именно в этой семье он - любимый сын. А в другой -он со­всем не любимый сын, и в обществе он - нелюбимый сын. Позиция «стар­ший сын» - характеристика общественная, или социальная. Что такое «стар­ший сын»? В зависимости оттого, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраива­ется экономический, политический и социальный режим данного общества.

В вождестве социальные статусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослежи­вают свою родословную до 50-го поколения предков. Считалось, что все люди в вождестве являются родственниками, так как весь род берет начало от ка­кой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.



Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Но степени старшинства вычисляются таким сложным способом, что в результате коли­чество степеней старшинства оказывается равным числу человек в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, кото­рый, в свою очередь, стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по ста­тусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосхо­дят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, име­ющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю.

В такой системе родовых отношений каждый, включая вождя, должен де­литься со своими родственниками 10 .

Так как нет больших различий в статусе между членами вождества, труд­но провести разграничение между элитой и рядовыми его членами. В дру­гих вождествах старшинство вычисляется иными способами, и генеалогии их вождей не в пример короче, чем у вождей Полинезии, общие черты вож-деств остаются одни и те же: принцип старшинства, важность генеалогии и отсутствие четкого разделения на элиту и рядовых членов общества.

Таким образом, социальные статусы в вождестве основаны на принципе старшинства.

В Индии при разделе имущества лучшая доля принадлежала старшему из братьев, ибо на нем лежала наибольшая ответственность - осуществление культа предков, обязанность продолжения рода. Младшим братьям надле­жало почитать старшего, как отца, и вообще в индийской семье заметна стро­гая дифференциация по принципу старшинства. Жену и сына древние ин­дийцы в каких-то контекстах могли поставить рядом с домашним рабом.

В Великобритании подобная практика получила название майората. Май­орат (majorat, от лат. major - старший) - это обычай, по которому обществен­ный статус, титул, имущество и т.п. наследуются старшими сыновьями или дочерьми либо представителями старших родственных линий. Этот обычай возник на закате первобытного общества как практика наследования руково­дящей должности или имущества от отца к старшему сыну (либо от матери к старшей дочери, например у ирокезов). В конце XIX в. в некоторых странах, например в Прибалтике, майорат был распространен на крестьянскую соб­ственность. У народов развитых стран сейчас он сохраняется только в Англии.

В России наследство делилось поровну, т.е. материальное право на получе­ние своей доли имели все сыновья. Когда крестьянин как член поземельной общины на деревенском сходе ставил вопрос о наделении землей взрослых сы­новей, вопрос решался положительно: из общинного земельного фонда, кото­рый уже был разбит на крестьянские поля, формировали новый надел, нарезая его полосами из разных участков. В результате получившийся надел представ­лял собой разбросанное по разным местам «лоскутное одеяло». Нередко отдель­ные полоски отстояли друг от друга на несколько десятков верст. Без транспор­та перебираться с участка на участок и эффективно обрабатывать их было весь­ма затруднительно. Подобная, весьма непроизводительная система землевладения в дореволюционной России получила название чересполосицы.

Каждый член русской общины обладал двумя неотъемлемыми правами: 1) правом на труд, согласно которому по достижении определенного возра­ста община обязана была предоставить ему все необходимые для существо­вания ресурсы, прежде всего землю; 2) право труда, по которому затрачен­ные на обработку данного участка усилия, ресурсы и время автоматически делали крестьянина условным собственником земли (безусловным собствен­ником земли в тогдашней России могли выступать лишь два субъекта - го­сударь и помещик). Нарезание нового участка фактически сталкивало оба права, создавая между ними неразрешимое противоречие: с одной стороны, нельзя было не дать землю, на которой молодой парень мог приложить свой труд и прокормить семью, с другой - несправедливо обижать соседа, от уча-

l(J Kottak С. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 266-268.

стка которого отрезали удобренную его потом и кровью землю и передавали в другие руки. Долгое время сословно-бюрократическая Россия не могла избавиться от этого парадокса и развить эффективное сельское хозяйство.

В средневековой Англии дело обстояло иначе: из трех сыновей поместье, землю и замок получал только старший. Двое других, тоже с дворянскими ти­тулами, отправлялись на заработки. В эпоху раннего Средневековья все рыцар­ское войско, участвовавшее в крестовых походах, состояло преимущественно или исключительно из вторых и третьих сыновей. Они зарабатывали на жизнь либо ожидали своей очереди, чтобы вступить в наследование поместьем. Некоторые устраивали тайные сговоры или открытое восстание против своих братьев. Если умирал старший брат, то следующий брат автоматически наследовал неделимое

имущество. Из тех, кто ожидал наслед­ство, формировался наемный средний класс Нового времени. На социальной карте Европы появился средний класс - страта образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д.

Благодаря тому что земельные име­ния в Англии не дробились, в конце концов сформировался класс крупных феодалов, равных королю. Рыцари «круглого стола» - это первая практика парламентского плюрализма, осно­ванная на статусно-имущественном паритете. Любой феодал мог возразить королю, и тот был вынужден его слушать.

На Востоке система старшинства достигла наивысшего расцвета. Здесь се­мьи представляют собой разветвленные родственные системы по 200-300 че­ловек - мощные родственные кланы. Эту империю возглавляет старший сын, который по прошествии времени передает бразды правления своему старше­му сыну. Институт старейшин восточного рода держится на преемственно­сти поколений старших сыновей. На старшего сына, управляющего развет­вленным родом, замыкаются все связи - экономические, хозяйственные, политические. Он женит и разводит, заботится о приданом и трудоустрой­стве всех родственников, решает имущественные и межличностные пробле­мы, изгоняет из своего клана и принимает новых членов, ведет дипломати­ческие переговоры и объявляет войну.

Современный трайбализм, процветающий в Средней Азии и Закавказье, - это механизм рекрутирования кадров по клановому признаку, который ярко проявляется в ходе всех постсоветских избирательных кампаний. Трайбализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и цивилизованные рыночные отношения. Если старший сын занял высокостатусную позицию, как все посты «рядом» занимает его родня. Для общества это большой ми­нус, для рода - огромный плюс. Глава рода выполнил свою функцию - тру­доустроил родственников, окружил себя надежными людьми, повысил со­циальный капитал клана. Старший сын - это своего рода президент компа­нии, глава кабинета, король для подданных.

Итак, на примере старшего сына и любимого сына мы пришли к выводу о том, что существуют две качественно разные системы, или типологии, ста­тусов - межличностные (или личные) статусы и общественные (или соци­альные) статусы.

Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент време­ни в зависимости от окружающей обстановки какой-то из статусов может до­минировать над остальными: в домашней обстановке вы - сын или дочь, а в учебной аудитории - студент или студентка. В течение жизни человек утра­чивает одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретает другие (студент-первокурсник). Когда человек теряет какой-либо статус, ос­вобождает какую-либо позицию в обществе, на его место приходит другой человек. Таким образом, статус является частью социальной структуры и су­ществует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.

Межличностные статусы - это точки в групповой иерархии. Сколько ма­лых групп - столько систем иерархий, или систем координат, по отношению к которым определяются статусы.

Среди социальных статусов, принад­лежащих одному человеку, всегда най­дется ключевой, или главный.

Главным статусом называется наибо­лее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окру­жающие или с которым они отождествляют его.

Главный статус определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведе­ния и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджеров -должность или иерархический ранг.

Для женщин главным часто оказывается статус домохозяйки, а для муж­чин - статус, связанный с основным местом работы или занятием: дирек­тор коммерческого банка, научный сотрудник, рабочий на промышленном предприятии. Общество издавна закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее пси­хологически ему потерять статус. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса - кормильца семьи.

Необходимо различать два вида статуса - личный и социальный. Термин «социальный статус» употребляется в двух значениях: широком и узком. С употреблением в широком смысле слова мы уже познакомились (вспом­ните его). Социальный статус в узком смысле - положение человека, кото­рое он автоматически занимает как представитель большой социальной груп­пы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем бе­лых. Поэтому к любому негру - талантлив он или нет, добродетельный или злодей - относились пренебрежительно. Личные качества отступали на вто­рой план перед расовыми. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли боль­ше. Другой пример - предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она - женщина.

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или пер­вичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим инди­видуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенству-

юшую роль среди незнакомых людей, а личный -среди знакомых. Представ­ляясь незнакомым, каждый из нас называет прежде всего место работы, со­циальное положение, национальность и возраст. Для знакомых важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин N нанимает человека, по отношению к ко­торому в его обществе сложились социально-групповые предрассудки, на­пример негра или женщину. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с подозрением или осторожностью. Через неко­торое время, когда новые работники раскрыли свои трудовые и личные до­стоинства, окружающие изменяют свое отношение - главным для них стал личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус посте­пенно перерос в высокий личный.

Каждый человек обладает набором социальных и личных статусов, по­скольку он участвует во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная ту­совка. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Например, врач N обладает вы­соким профессиональным статусом, поскольку его специальность престиж­на, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся, как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

На Таймыре человек не считается полноценным мужчиной и не может жениться до тех пор, пока он не убил дикого оленя. На одежде орнамент ука­зывал социальное положение, брачный статус, возрастную категорию и т.д.